Современный Юрист №4(21)

СЮР_cover_4

Уважаемые читатели! 

Вашему вниманию предлагается заключительный в 2017 году номер журнала «Современный юрист», который является юбилейным. Ровно пять лет назад в 2012 году вышел первый номер нашего журнала, под девизом «Как корабль назовешь…».  И мы не ошиблись в выборе корабля и его названия.  За период с 2012 по 2017 годы вышло 23 выпуска журнала и опубликована 261 статья.

Кроме того, за пятилетний период у нас сформировался устойчивый корпус авторов, которые с огромным желанием предоставляют свои научные работы для публикации, а также мы смогли привлечь интерес значительного круга наших уважаемых читателей.

«…Наш корабль плывет дальше, преследуя огромные амбициозные цели и задачи по развитию нашего журнала…..».

Четвертый номер журнала «Современный юрист» носит экономико-правовую направленность, поскольку практически каждая статья связана с экономическими отношениями: «Особенности структуры и содержания административных процедур государственной регистрации банков» (Ю.В. Степаненко, Е.В. Филатова), «Место и роль административно-договорных правоотношений в развитии высокотехнологичной экономики» (Д.А. Машанов), «Технология блокчейна и криптовалюты» (Л.М. Куприянова), «Вызовы и угрозы экономической безопасности современной России» (С.С. Горохова) и др.

Редакционная коллегия благодарит всех авторов за предоставление материалов и выражает признание коллегам-ученым за участие в формировании юбилейного номера журнала «Современный юрист». Надеемся на дальнейшее сотрудничество!

Благодарю также всех членов редакционного совета журнала за проделанную пятилетнюю работу, а всем будущим авторам журнала желаю новых научных и творческих успехов!

С наилучшими пожеланиями,

главный редактор С.В. Николюкин

СОДЕРЖАНИЕ

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

8

Степаненко Ю.В.

доктор юридических наук, профессор, профессор Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации; главный научный сотрудник ФКУ «НИИ ФСИН России», заслуженный юрист Российской Федерации, Москва (Е-mail: stepanenko.50@mail.ru)

Филатова Е.В.

соискатель кафедры «Административное право и процесс» Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), Москва (Е-mail: elenarum27@yandex.ru)

Особенности структуры и содержания административных процедур государственной регистрации банков

Читать в PDF

Аннотация

Тема. Вопрос совершенствования административных процедур государственной регистрации банков имеет приоритетное значение и требует пристального внимания для развития банковской деятельности. Государственная регистрация юридических лиц в качестве кредитных организаций представляет собой совокупность административных процедур, осуществляемых уполномоченными государственными органами  и организациями, наделенными особыми административно-правовыми полномочиями. Сравнительный анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей требования к субъектам банковской деятельности и порядку действий, осуществляемых уполномоченными органами и их должностными лицами в рамках административно-правового регулирования банковской сферы, служит раскрытию данной темы и позволяет  сформулировать выводы относительно изучаемого явления.

Цели. Целью данной статьи является выявление особенностей структуры и содержания административных процедур государственной регистрации субъектов экономической деятельности в качестве банков, а также анализ действующих в этой области нормативных правовых актов.

Метод. При подготовке статьи использовались общенаучные и специальные методы научного познания: анализ и синтез, сравнительно-юридический, логический и другие методы.

Вывод. Результаты исследования свидетельствуют о том, что процесс государственной регистрации юридических лиц в качестве банков представляет собой комплекс административных процедур, состоящих из определенного количества этапов и отдельных процессуальных действий, направленных на достижение внутристадийной промежуточной цели. Высказывается предложение о необходимости разработать и утвердить единый комплексный нормативный правовой акт, который предусматривал бы осуществляемые Банком России, государственными органами власти и организациями административные процедуры.

Ключевые слова: банковская деятельность, административные процедуры, Банк России, ФНС России, регламент, государственная регистрация.

Список источников:

  1. Теория государства и права / под ред. Н.И. Матузова, А. В. Малько. — М.: Юристъ, 2011. — 672 с.
  2. Канибер Ю.Н. Административный процесс. – М, 2015.
  3. Овсянко Д.М. Административное право. — М.: Юристь. 2010. — 468 с.
  4. Агафонов С.И. Понятие административной процедуры и концепции законодательного регулирования административных процедур в зарубежных государствах // Право и жизнь. 2006. № 101. С. 264-268.
  5. Административные процедуры и запреты как средство обеспечения законности и правопорядка в сфере внутренних дел / Т.И. Воробьёва, М.Г. Сальникова // Административное и муниципальное право. 2010. №1. С. 47-55.
  6. Бахрах Д.Н. Административное право. – М., Эксмо: Российское юридическое образование, 2016. – 600 с.

8

Машанов Д.А.

аспирант Департамента правового регулирования экономической деятельности ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва (Е-mail: denis.mashanov1923@mail.ru)

Место и роль административно-договорных правоотношений в развитии высокотехнологичной экономики

Читать в PDF

Аннотация

Предмет исследования – общественные отношения в сфере государственно-частного партнерства, подлежащие административно-договорному регулированию в целях развития в России высокотехнологического сектора экономики.

Цель работы – определить место и роль административно-правового регулирования инновационной деятельности в сфере государственно-частного партнерства.

Метод. Методология исследования включает в себя применение диалектического и синергетического методов. Кроме этого, использовались такие общенаучные методы как анализ, синтез, индукция, дедукция, описание, аналогия и сравнение. Среди частнонаучных методов в работе были применены метод сравнительно-правового анализа и формально-юридический метод.

Выводы. Исследование показало, что согласно действующему законодательству Российской Федерации механизмы административно-правового обеспечения инновационной деятельности в разной степени используются при заключении и исполнении отдельных видов договоров в сфере государственно-частного партнерства (государственных контрактов, концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном партнерстве, соглашений о разделе продукции и специальных инвестиционных контрактов). В результате были выработаны предложения по совершенствованию и унификации отечественного законодательства в сфере государственно-частного партнерства в части административно-договорного регулирования внедрения инноваций.

Ключевые слова: административно-договорное регулирование; государственно-частное партнерство; инновации; государственный контракт; концессионные соглашения; соглашения о государственно-частном партнерстве; соглашения о разделе продукции; специальный инвестиционный контракт.

Список источников:

  1. Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» // Собрание законодательства РФ, 25.07.2005, № 30 (ч. II), ст. 3126.
  2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ, 08.04.2013, № 14, ст. 1652.
  3. Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 05.01.2015, № 1 (часть I), ст. 41.
  4. Федеральный закон от 18.07.2011 № 215-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 25.07.2011, № 30 (ч. 1), ст. 4563.
  5. Правила заключения специальных инвестиционных контрактов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2015 № 708 // Собрание законодательства РФ, 27.07.2015, № 30, ст. 4587.
  6. Типовая форма специального инвестиционного контракта для отдельных отраслей промышленности (машиностроения, станкоинструментальной, металлургической, химической, фармацевтической, биотехнологической, медицинской, легкой, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей, электронной, авиационной, судостроительной промышленности, промышленности средств связи, радиоэлектронной промышленности), утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2015 г. № 708 // Собрание законодательства Российской Федерации, 27.07.2015, № 30, ст. 4587.
  7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.05.2014 № 875-р «О заключении концессионного соглашения в отношении автомобильной дороги «Центральная кольцевая автомобильная дорога Московской области. Пусковой комплекс (этап строительства) № 4» // garant.ru.
  8. Приказ Минэкономразвития России от 13.11.2015 № 847 «О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 6, 08.02.2016.
  9. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // Собрание законодательства РФ, 24.11.2008, № 47, ст. 5489.
  10. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 01.12.2016 «Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию» // Парламентская газета, № 45, 02-08.12.2016.
  11. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 01.12.2016 № 642 // Собрание законодательства РФ, 05.12.2016, № 49, ст. 6887.
  12. Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.03.2016 № Д28и-653 «О содержании конкурсной документации в случаях, когда жалоба на результаты оценки заявки на участие в конкурсе не рассматривается» // consultant.ru.
  13. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13.10.2015 № Ф06-1450/2015 по делу № А12-7236/2015 // kad.arbitr.ru/Card/ff422650-99aa-4772-a679-a1e57d520989.
  14. Гусейнов Р.М., Семенихина В.А. Экономическая история. История экономических учений: учебник. – 5-е издание стер. – М. Омега-Л. – 384 с.
  15. www.investinfra.ru/novosti/1269-v-chelyabinskoi-oblasti-obiavlen-konkurs-na-modernizatciiu-sistemy-teplosnabzheniia-iuiriuzanskogo-gorodskogo-poseleniia.html.

22

ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

38

Альбов А. П.

кандидат философских наук, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры «Гуманитарных наук» Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, Москва (E-mail: aap62@yandex.ru)

Хлюпина А. А.

студентка Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, Москва (E-mail: stasi-96@mail.ru)

Государственно-правовое регулирование культурной политикой в Российской республике: 1917-20 гг.

Читать в PDF

Предмет. Государственно- правовое обеспечение функционирования культуры в первые годы Российской Республики.

Задачи. Изучить правоприменительную практику и реализация правовой политики в области культуры в 1917-20 гг. определить основные направления реализации государственной культурной политики на современном этапе.

Методология. История государства и права как научная дисциплина изучает эволюцию структур, институтов и механизмов государственной власти, развития системы в целом, отдельных отраслей, институтов и норм права. Исторический метод позволяет рассматривать  развивающиеся и изменяющиеся во времени явления. Данный метод выявляет основные элементы изучаемого предмета и происходящие в нем изменения с целью раскрытия их содержания и взаимоотношений.

Вывод. Несмотря на достаточно последовательное и планомерное меры, принимаемые с цель сохранения культурного наследия в первые годы советской власти,  радикализм протекавших в культуре в 20-e годы заставляет говорить не просто о преобразованиях, а о настоящей «культурной революции», коренной переворот в жизни общества и государства, который повлиял как на культуру в целом, так и на правовую культуру в частности.

Ключевые слова: культурная политика государства, правовая культура, правосознание, форма государства, Российская республика, история права и государства.

Список источников:

  1. Балязин В.Н., Жуков Ю.Н. Становление и деятельность советских органов охраны памятников истории и культуры.1917-1920гг. // История СССР. – 1990. — № 6. – С. 152-154
  2. Боголюбова А.С. Очерк художественной культуры советского периода: Для пед. вузов / А.С. Боголюбова. – Арзамас, 1998. — 44 с.
  3. Бровкин, В.Н. Культура новой элиты, 1921-1925 гг. // Вопросы истории. – 2004. — № 8. – С. 83 — 99
  4. Вдовин А.И. Культурная политика Советской власти [Электронный ресурс]/А.И. Вдовин. – Режим доступа:  https://stud-baza.ru/kulturnaya-i-tserkovnaya-politika-sovetskoy-vlasti-statya-istoriya /Дата обращения: 30.11.2017
  5. Веремчук А.С. Интеллигенция и советская власть // Вестник МГУКИ. 2014. №5 (61) [Электронный ресурс]/А.С. Веремчук.– Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/intelligentsiya-i-sovetskaya-vlast /Дата обращения: 30.11.2017
  6. Вышинский А.Я. Вопросы теории государства и права. М., 1949, С. 8–11,16–19, 27– 28,39, 41, 50–52
  7. Власова, Г.В. Культурное строительство: основные направления и противоречия [Электронный ресурс]/ Г.В. Власова. – Режим доступа: http://мкик.рф/news_conference_one.php?id=305 /Дата обращения: 30.11.2017
  8. Голомшток И. Тоталитарное искусство. – Москва: Стиль, 1994, — 296 с.
  9. Громов, Е.С. Сталин: Власть и искусство/Е.С. Громов. – Москва: ИНФРА, 1998.- 495с.
  10.  Декрет от 7 февраля 1921 года [Электронный ресурс]// Библиотека нормативно-правовых актов СССР.– Режим доступа: www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_840.htm /Дата обращения: 30.11.2017
  11. Емтыль Е.Я. Политический курс советской власти в отношении старой интеллигенции (1917-20-е гг. ХХ В.) // Теория и практика общественного развития. 2010. №4. [Электронный ресурс] /Е.Я. Емтыль. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/politicheskiy-kurs-sovetskoy-vlasti-v-otnoshenii-staroy-intelligentsii-1917-20-e-gg-hh-v /Дата обращения: 30.11.2017
  12. Ильин И.А. Наши задачи. Т. 1., / Русская революция была катастрофой. Париж 1956. С. 101.
  13. Ильина, Т.В. История искусств: Русское и Советское искусство. – Москва: Просвещение, 1989.- 450с.
  14. Ленин, В.И. Новая экономическая политика и задачи политпросветов. Доклад на II всероссийском съезде политпросветов 17 октября 1921 г. // Полн. собр. соч. — 5-е изд. — М.: Издательство политической литературы, 1970. Т. 44. — 726 с.
  15. Ленин, В.И. Успехи и трудности советской власти // Полн. собр. соч. 5-е изд. — М.: Издательство политической литературы, 1969. Т. 38. — 580 с.
  16. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. Т. 2, ч. 2 /П.Н. Милюков. — М.: Прогресс-Культура, 1994. — 496 с.
  17. Михайлов, И.В., Аймермахер К. Политика и культура при Ленине и Сталине, 1917-1932 //Отечественная история. – 2000. — № 4. – С. 195-196
  18. Плаггенборг, Ш. Революция и Культура. Культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма: в 2 т., Т. 2/ Ш. Плаггенборг.– СПб: Издательский дом Бурминцева, 2000 — 416 с.
  19. Родькин, П. Е. Великая октябрьская социалистическая революция 1917 года и первый в истории опыт массовой культуры [Электронный ресурс]/ П.Е. Родькин. – Режим доступа: http://www.prdesign.ru/text/2017/culturerevolution.html /Дата обращения: 30.11.2017
  20. Сарабьянов, Д.В. История русского и советского искусства / Д.В. Сарабьянов.– Москва: Политика, 1979.- 350с.
  21. Табейкина, Е.К. Культурная политика советской власти в 1920-1930 гг. // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2014. №5-6 [Электронный ресурс] / Е. К. Табейкина. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/kulturnaya-politika-sovetskoy-vlasti-v-1920-1930-gg / Дата обращения: 30.11.2017
  22. Уничтожение и разграбление культурного достояния России после октября 1917 г. – IV трагедия культурного наследия России. [Электронный ресурс] / С. А. Галин, Е. В. Александрова — Режим доступа: http://www.cultoboz.ru/9/156-1917-?start=3

38

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

52

Логинов А.В.

аспирант кафедры теории, истории государства и права Абхазского государственного университета Республика Абхазия, Сухум (Е-mail: mr.loginof@mail.ru)

История учреждения конституционного суда в Республике Абхазия

Читать в PDF

Аннотация

Предмет/тема. После обретения фактической независимости перед Республикой Абхазией встала задача построения правового государства, основанного на концепции разделения властей. Центральное значение для обретения независимости и равенства ветвей государственной власти в Абхазии имеет Конституционный суд. Помимо непосредственной обязанности по реализации функции по разделению властей, что будет реализовано проверкой принимаемых законов на соответствие Конституции РА, а равно и правильности их правоприменения – на Конституционный суд также возложена обязанность по защите прав человека.

Цели/задачи. Задачей данного исследования является краткий обзор процесса становления специализированного органа конституционного контроля — Конституционного суда на территории Республики Абхазия.

Методология. Методической основой данного исследования является анализ законодательства и практической деятельности высших органов государственной власти. Исследование построено в первую очередь на историко-правовом и сравнительно-правовом методах научного познания.

Вывод. В результате исследования выявлено, что процесс формирования Конституционного суда в Республике Абхазия носит длящийся характер, так как фактически начался в 2005 г. и к концу 2017 г. еще не окончен в полной мере. Вызывает опасение тот факт, что дата учреждения Конституционного суда уже была перенесена с конца 2016 г. на конец 2017 г. Высказывается предположение о логичности закрепить функции по конституционному контролю вплоть до учреждения Конституционного суда за Верховным судом, для чего требуется не только закрепить за ним функцию по конституционному контролю (как уже было ранее), но и наделить его соответствующей правоспособностью.

 

Ключевые слова: Республика Абхазия, разделение властей, судебная реформа, Конституционный суд, Верховный суд, Кодекс РА «О Конституционной юрисдикции», Конституционный Закон РА «О Судебной власти», конституционный контроль.

Список источников:

1.   Власти дали комментарий к требованиям оппозиции, прозвучавшим на митинге в Сухуме.// АПСНЫ ПРЕСС [Электронный ресурс]. http://www.apsnypress.info/news/vlasti-dali-kommentariy-k-trebovaniyam-oppozitsii-prozvuchavshim-na-mitinge-v-sukhume-/ (дата обращения: 11.10.2017).

2.   Интервью с первым заместителем Председателя Верховного Суда РА Н.Г Акаба. Сухум. 2015 г.

3.   Какмкия 2014 – Камкия Б.А. О проблеме конституционно-правовой реформы в Республике Абхазия // Вестник РУДН, Серия юридические науки. 2014., №2., с. 202.

4.   Квициния 2007 — Квициния Н.В, Право Абхазии на самоопределение и восстановление государственности: Автореферат дисс. … к.ю.н. Волгоград 2007. С. 31.

5.   Квициния 2007 – Квициния Ф.А. Гарантии независимости судей: дисс. … к.ю.н. Ростов-на-Дону, 2007. С. 8, 24.

6.   Комиссия по конституционной реформе предлагает создать отдельно конституционный суд.// АПСНЫ ПРЕСС. №8, 11 января 2007.

7.   Комментарии к некоторым требованиям, озвученным на митинге 11 марта 2013.// Республика Абхазия. 29.03.2013. [Электронный ресурс]. http://gazeta-ra.info/index-1.php?ELEMENT_ID=6048 (дата обращения: 11.10.2017).

8.   Логинов 2015 – Логинов А.В. Обычное право абхазцев: судопроизводство в народных судах в доправовой период.// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. №3-3 (53). 2015. с. 118.

9.   Логинов 2015 – Логинов А.В. Проблема соотношения действия институтов обычного права в средние века и в современном абхазском обществе.// Вестник Владикавказского Научного Центра. Том 15. №1. 2015. с. 32-33.

10. Логинов 2015 – Логинов А.В. Современное состояние судебных систем Российской Федерации и Республики Абхазия в свете последних судебных и конституционных реформ.// Евразийский юридический журнал. №2 (81) 2015. С. 90.

11. Логинов 2014 – Логинов А.В. Сравнительно-правовой анализ судебной системы Российской Федерации и Республики Абхазия на современном этапе./ В сборнике: Правоохранительная и правозащитная деятельность в России и за рубежом на современном этапе: Сборник материалов III ежегодной Международной научно-практической конференции.// Под редакцией В.В. Гребенникова. 2014. c. 219.

12. Логинов 2017 – Логинов А.В. К некоторым проблемам судебной реформы в Республике Абхазия в контексте построения собственной судебной системы в свете российской судебной реформы // Вестник Владикавказского научного центра. 2017. Т. 2017. № 1. [Электронный ресурс]: https://elibrary.ru/item.asp?id=28862433 (дата обращения: 25.09.2017).

13. Логинов 2016 – Логинов А.В. К вопросу о правовом статусе Абхазии в свете защиты прав человека и гражданина в органах международного правосудия (на примере ЕСПЧ).// Власть. 2016. № 7. [Электронный ресурс]: https://elibrary.ru/item.asp?id=26501675 (дата обращения: 20.06.2017).

14. Логинов 2015 — Логинов А.В. Эволюция конституционной юстиции в Российской Федерации и Республике Абхазия // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. №4-2 (54). [Электронный ресурс] http://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-konstitutsionnoy-yustitsii-v-rossiyskoy-federatsii-i-respublike-abhaziya (дата обращения: 11.10.2017).

15. Шария В.Д. Анкваб ответил комментарием // Эхо Кавказа. [Электронный ресурс http://www.ekhokavkaza.ru/content/article/24941835.html (Дата обращения: 11.07.2017).

52

МЕЖДУНАРОДНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

62

Генкин А.С.

доктор экономических наук, профессор, президент АНО «Центр защиты вкладчиков и инвесторов» Москва (Е-mail: konsul3000@yahoo.com),

Михеев А.А.

доктор экономических наук, доцент, МГИМО МИД России, Москва (Е-mail: 7721177@gmail.com)

Регулирование использования криптотехнологий – антиотмывательный аспект

Читать в PDF

Аннотация

Предмет/тема. Использование криптотехнологий как объект антиотмывательного регулирования.

Цели/задачи. Изучить систему мер и подходов, применяемых в различных правовых системах к использованию криптотехнологий в антиотмывательном аспекте.

Методология. Моделирование, формализация, анализ и синтез, индукция и дедукция. В статье исследуется проблематика правового регулирования оборота криптовалют и криптотехнологий с позиций предотвращения отмывания денежных средств, нажитых незаконным путем, с использованием криптотехнологий. Блокчейн и биткоин обеспечивают техническую анонимность и необратимость платежей. Это может вызвать обвинения пользователей в отмывании денежных средств и иных преступлениях. В ряде стран власти уже приняли законодательные нормы для снижения рисков в сфере оборота криптовалют. Авторы анализируют подход к этой проблемы со стороны как национальных регуляторов (британское правительство, денежные регуляторы Швейцарии, ссылки на опыт Германии и Испании), так и наднациональных и международных организаций (Европейская комиссия, Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег — ФАТФ). В России, как отмечают авторы, есть практика применения удаленной верификации данных о клиенте при проведении упрощенной идентификации физического лица.

При этом в самой технологии существуют свои методы и инструменты мониторинга. Их можно плодотворно применить при выработке эффективных организационно-правовых моделей сотрудничества государства и субъектов этого рынка в целом.

Вывод. На эффективности антиотмывательных мер сказывается не только недооценка, но и переоценка риска. Излишне жесткие процедуры могут устанавливать непреодолимый порог входа на рынок для ряда потребителей. В результате излишняя строгость ограничивает доступность финансовых услуг, что в итоге приведет к росту рисков.

Ключевые слова: блокчейн, биткоин, криптотехнологии, анонимность, отмывание средств, валюта, платеж, транзакции.

Список источников:

1. Генкин А.С. Криптотехнологии и криминальные риски: есть ли повод для тревоги? // Страховое Дело. 2017. № 5.

2. Генкин А.С. Блокчейн-скептики: реальны ли угрозы и риски? // ИНВЕСТ-ФОРСАЙТ. 2017. 03 мая.

3. Леви Д. А. Перспективы признания и развития криптовалют в Европейском Союзе и странах Европы // Управленческое консультирование. 2016. № 9.

4. Белянчикова Т.В., Белецкий В.А. Риски интеграции криптовалют в денежную систему РФ // Генкин А.С., Сидоренко Э.Л., Семыкина О.И. (Ред.) Электронная валюта в свете современных правовых и экономических вызовов // Сборник материалов Международной научно-практической конференции. – М.: Юрлитинформ, 2016 (далее – СБОРНИК).

5. О преимуществах новых технологий см., напр.: Генкин А.С., Михеев А.А.  ICO – новые экономико-правовые формы секьюритизации на базе технологии блокчейн // Современный Юрист. 2017. № 3; Генкин А.С., Маврина Л.А. Блокчейн плюс «yмные» контракты: преимущества применения и возникающие проблемы // Экономика. Бизнес. Банки. 2017. № 2, и др.

6. Кузнецов В. А., Якубов А. В. О подходах в международном регулировании криптовалют (bitcoin) в отдельных иностранных юрисдикциях // Деньги и Кредит. 2016. № 3. В докладе обобщены материалы (полученные от более чем 120 участников индустрии), содержащие ответы на различные актуальные вопросы по тематике цифровых валют, а также мнение британского правительства в отношении возможных подходов к регулированию данной сферы.

7. Великобритания всерьез взялась за регулирование биткоина // [Электронный ресурс]. /URL: // http://coinspot.io/favourites/velikobritaniya-vserez-vzyalas-zaregulirovanie-bitcoina/ (дата обращения: 20.09.2017).

8. Щебарова Н.Н., Рашева Н.Ю., Соколенко В.Э. Зарубежный опыт экономико-правовых подходов к сущности электронной валюты как направления совершенствования законодательства Российской Федерации // Сборник. Аналогично, 3 октября 2017 г. СЕО крупнейшей в мире (активы под управлением — $5,7 трлн долл.) управляющей компании BlackRock Лоуренс Финк в интервью телеканалу Bloomberg заявил, что, несмотря на большой потенциал, рассматривает текущее использование криптовалют как «платформы для отмывания денег». См.: Глава BlackRock: криптовалюты – это отмывание денег // [Электронный ресурс]. /URL: // www.vestifinance.ru/articles/91910 // 2017. 05 октября. (дата обращения: 15.10.2017).

9. Еврокомиссия ужесточает правила оборота биткоинов // [Электронный ресурс]. /URL: // www.vestifinance.ru/articles/72639 // 2016. 06 июля (дата обращения: 20.09.2017).

10. HM Treasury – Home office. UK national risk assessment of money laundering and terrorist financing // [Электронный ресурс]. /URL: // www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/ 468210/UK_NRA_October_2015_final_web.pdf// 2015. October (дата обращения: 20.09.2017).

11. Guidance to a Risk-Based Approach to Virtual Currencies. — FATF/OECD. 2015. [Электронный ресурс]. /URL: // // www.fatf-gafi.org/publications/fatfgeneral/documents/guidance-rba-virtual-currencies.html (дата обращения: 20.09.2017).

12. Понаморенко В.Е. Электронные деньги и виртуальные валюты в свете ПОД/ФТ // Сборник. Цитируется Доклад «Виртуальные валюты – ключевые определения и потенциальные риски в сфере ПОД/ФТ» (июнь, 2014г.)

13. Достов В.Л., Шуст П.М. Современные концептуальные подходы к идентификации клиентов на рынке финансовых услуг: мировой опыт и выводы для России // [Электронный ресурс]. /URL: // http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=8147 // 2016. 18 ноября (дата обращения: 20.09.2017).

14. FATF Guidance. Anti-Money Laundering and Terrorist Financing Measures and Financial Inclusion. — FATF/OECD. 2013. // [Электронный ресурс]. /URL: // www.fatf-gafi.org/media/fatf/documents/reports/AML_CFT_Measures_and_Financial_Inclusion_2013.pdf (дата обращения: 20.09.2017).

15. Федеральный закон от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

16. Rundschreiben 2016/7 Video- und Online-Identifizierung // Die Eidgenössische Finanzmarktaufsicht FINMA. 2016. Mar. 03.

17. Polaino M.L., Castilla L.T. de, Autorización de identificación de clientes mediante videoconferencia // [Электронный ресурс]. /URL: // http://es.fundspeople.com/news/autorizacion-de-identificacion-de-clientes-mediante-videoconferencia. // 2016. Apr. 04 (дата обращения: 20.09.2017).

18. Мюттер Г. Правовая неопределенность криптовалюты // ЭЖ-Юрист. 2016. № 16.

19. Панкратова М.Е., Рашева Н.Ю. Сравнительно-правовой анализ регулирования электронной валюты // СБОРНИК. Электронная валюта в свете правовых и экономических вызовов. Материалы международной научно-практической конференции (2 июня 2016 г.)

20. Стеценко С. Bitcoin в России: интернет-шопинг, терроризм и роль государства // [Электронный ресурс]. /URL: // http://moneynews.ru/interview/104942/ // 2015. 16 декабря (дата обращения: 20.09.2017).

62

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО

71

Куприянова Л.М.

кандидат экономических наук, доцент, доцент Департамента учета, анализа и аудита, заместитель заведующего кафедрой «Экономика интеллектуальной собственности» ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва (Е-mail: KuprianovaLM@yandex.ru)

Технология блокчейна и криптовалюты

Читать в PDF

Аннотация

Предмет/тема. Блокчейн-технологии — принципиально новая технология. Она может охватывать все сферы экономической деятельности. Преимущество блокчейна заключается в отсутствии посредников, центрального органа управления и контроля.

Цели/задачи. Исследование российского и зарубежного опыта в условиях возможностей применения блокчейн-технологии, без контроля банков и госорганов, без аудиторов, контролеров, страховых компаний. Это нацеливает на необходимость обеспечения национальной безопасности при использовании виртуальной валюты.

Методология. Сравнительный анализ и оценка электронной платежной системы, основанной на криптографическом доказательстве; возможности использования блокчейн-технологии при совершении незаконных действий.

Вывод. Необходимость введения ограничений и регулирования оборота криптовалюты; регулирование оборота криптовалюты должно обеспечить ответственность за использование криптовалюты; необходимость изучения конкретной системы, и выявление возможных угроз и рисков финансовой устойчивости. Алгоритм действия блокчейна необходимо связать с банковскими услугами, государственными услугами и гарантиями безопасности государства.

Ключевые слова: блокчейн, биткоин, инновация, криптовалюта, блокчейн-технологии, виртуальная валюта, транзакция, умные контракты, хеш-функция, цифровая подпись, майнинг, блокчейн-проекты, гарантии безопасности государства, цифровой путь, цифровая экономика.

Список источников:

  1. Генкин, Маврина (2017) – Генкин А.С., Маврина Л.А. Блокчейн плюс «умные» контракты: преимущества применения и возникающие проблемы. Международный научный журнал Экономика. Бизнес. Банки М.: № 2(19) 2017. С. 136-149
  2. Andreas (2014) – Andreas M. Antonopoulos. Mastering Bitcoin: Unlocking Digital Cryptocurrencies. 2014. p.298 [https://geektimes.ru/company/wirex/blog/276212/ ]
  3. Vigna, Casey (2015) – Paul Vigna, Michael J. Casey. The Age of Cryptocurrency: How Bitcoin and the Blockchain Are Challenging the Global Economic Order – St. Martin’s Press, 2015. 368 pages.
  4. Antonopoulos (2014) – Andreas Antonopoulos. Mastering Bitcoin – O’Reilly Media, 2014
  5. Свон (2014) – Мелани Свон. Блокчейн: схема новой экономики – М.: Олимп-Бизнес, 2016
  6. Баснукаев, Есин, Мадунц (2016)Баснукаев А.И., Есин Н.О., Мадунц К.А. Криптовалюты в современных национальных денежных системах. Экономика. Бизнес. Банки. 2016. Т. 5. С. 123-129.
  7. Попова Е.М., Попов (2016) – Попова Е.М., Попов Н.В. Блокчейн как драйвер изменений в банковском секторе. Банковские услуги. 2016. № 12. С. 9-14.
  8. Середа (2017) – Середа А.В. Правовое регулирование криптовалюты: анализ зарубежного опыта. Современный юрист. 2017. № 1 (18). С. 46-53.
  9. Середа (2017) – Середа А.В. Осуществление расчетов при помощи виртуальных валют в РФ: анализ первого правоприменительного опыта. Современный юрист. 2017. № 2 (19). С. 57-64.
  10. Парфенова (2017) – Парфенова М.Я. Перспективы развития и применения технологии блокчейн. В сборнике: Экологические и природоохранные проблемы современного общества и пути их решения Материалы XIII международной научной конференции. В 2-х частях. Под редакцией А.В. Семенова, Н.Г. Малышева, Ю.С. Руденко. 2017. С. 429-438.
  11. Воеводин (2017) – Воеводин Е.Ю. Исследование применения технологии блокчейн в образовательном процессе. Электронное обучение в непрерывном образовании. 2017. № 1 (4). С. 65-69.
  12. Кудрявцева (2017)Кудрявцева Ю.В. Внедрение технологии блокчейн в экономику. В сборнике: Наука в современном информационном обществе материалы XI Международной научно-практической конференции . 2017. С. 216-219.
  13. Савельев (2017)Савельев А.И. Некоторые правовые аспекты использования смарт-контрактови блокчейн-технологий по российскому праву. Закон. 2017. № 5. С. 94-117.
  14. Арефьева, Гогохия (2017) – Арефьева А.С., Гогохия Г.Г. Перспективы внедрения технологии блокчейн. Молодой ученый. 2017. № 15 (149). С. 326-330.

71

Фатхутдинова А.М.

кандидат юридических наук, доцент доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва (Е-mail: AMFathudinova@fa.ru)

Особенности третейского разбирательства

Читать в PDF

Аннотация

Предмет/тема. Предметом научного исследования в рамках настоящей статьи выступает развитие третейского разбирательства в России.

Цели/задачи. Раскрыть особенности третейского разбирательства, роль третейского суда в системе негосударственных механизмов регулирования конфликтов, а также выявить проблемы, связанные с развитием третейского разбирательства.

Методология. В статье использованы общетеоретические и специальные методы научного познания: анализ и синтез, логический, сравнительно-юридический, социологический и статистические методы. Автор изучил и проанализировал действующее законодательство РФ, регулирующее третейское судопроизводство.

Вывод. Обосновывается вывод о том, что на современном этапе необходимо совершенствовать и создавать новые законы, которые позволили бы и дальше развивать систему внесудебного разрешения споров. Доказывается преимущество разбирательства споров третейскими судами перед другими судами. Отмечается, что система третейских судов является институтом разрешения гражданско-правовых споров, основанным на взаимном третейском соглашении.

Ключевые слова: арбитраж, третейский суд, третейское разбирательство, судебное разбирательство, юрисдикционный орган, решение суда, проблемы третейского судопроизводства, преимущества третейского суда, защита прав.

Список источников:

  1. Конституция РФ от 12.12.1993.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), часть 1 от 30.11.1994 № 51-ФЗ.
  3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (АПК РФ) (с изменениями и дополнениями).
  4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (ГПК РФ) (с изменениями и дополнениями).
  5. Федеральный закон от 29.12.2015 N 382-ФЗ (последняя редакция) «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации».
  6. Альбов, Николюкин (2016) — Третейские суды как органы правоприменения в системе альтернативных способов урегулирования конфликтов: сборник научных трудов / колл.авторов, под ред. А.П. Альбов, С.В. Николюкин — М: Юстиция, 2016.
  7. Фатхутдинова (2016) — Фатхутдинова А.М. Проблемы развития третейского разбирательства.// Третейские суды как органы правоприменения в системе альтернативных способов урегулирования конфликтов: сборник научных трудов / колл.авторов; под ред. А.П. Альбов, С.В. Николюкин — М: Юстиция, 2016. С.111-115.

82

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
89

Горохова С.С.

кандидат юридических наук, доцент доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва (Е-mail: swettalana@yandex.ru)

Вызовы и угрозы экономической безопасности современной России

Читать в PDF

Аннотация. Предмет/тема. Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с вопросами государственного стратегического планирования в сфере обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, в том числе в части выявления вызовов и угроз данному элементу национальной безопасности, в процессе реализации государством собственных функций.

Цели/задачи. Целью исследования является комплексный анализ отдельных положений Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утверждённой Указом Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208, пришедшей на смену Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основным положениям) 1996 года.

Методология. Методологическую основу исследования составляют: всеобщие методы познания; общенаучные методы, включающие в себя системный и логический метод, а также анализ, синтез и аналогию; частнонаучные методы, такие как метод сравнительного правоведения и формально-юридический метод.

Вывод. Новая Стратегия экономической безопасности Российской Федерации коренным образом отличается от ранее действующего стратегического плана нашего государства в указанной сфере, не только смещением приоритетов с позиций социально-экономической безопасности в сторону государственно-экономической, или даже военно-экономической безопасности Российской Федерации, но и выявлением принципиально нового перечня вызовов и угроз российской экономике, с учетом сложившейся геополитической обстановки, а также внутренних экономических, и иных проблем Российской Федерации. Кроме того Стратегия экономической безопасности Российской Федерации 2017 года носит ярко выраженный инновационный характер, по крайней мере относительно используемого терминологического аппарата.

Ключевые слова: безопасность, национальная безопасность, вызовы, угрозы, экономическая безопасность, экономический суверенитет, обеспечение экономической безопасности, суверенная задолженность, спекулятивный капитал.

Список литературы:

  1. Горохова С.С. О некоторых правовых подходах к определению критериев состояния экономической безопасности в России// В сборнике: Россия в XXI веке: факторы и механизмы устойчивого развития сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 87-91.
  2. Пастухова Н.Б. Суверенитет в парадигме современности// Государственная служба. 2014. № 6. С. 41-43.
  3. Горохова С.С. Безопасность как правовая категория // Современный юрист. 2016. № 4 (17). С. 8-14.
  4. Зеленюк А.Н. Спекулятивный капитал в мировой экономике//Российский экономический вестник. №9 (сентябрь). 2009. С.3-18

89

ТРИБУНА МОДОГО УЧЕНОГО

102

Логвин Р.Б.

магистрант, Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Москва (Е-mail: logvin.R.B@gmail.com)

О некоторых проблемах административной ответственности за осуществление незаконной предпринимательской деятельности

Читать в PDF

Предмет исследования. Общественные отношения, связанные с поиском наиболее оптимальных путей, форм и методов модернизации административно-деликтного законодательства Российской Федерации, устанавливающего административную ответственность за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности.

Цель. Проанализировать действующее административно-деликтное законодательство, устанавливающее административную ответственность за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности, выявить недостатки положений, содержащихся в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, предложить наиболее оптимальные пути совершенствования законодательства.

Метод. Методологическую основу исследования составил всеобщий диалектический метод научного познания. Кроме того, использовались общенаучные методы: анализ, синтез, описание, сравнение, аналогия; а также формально-юридический метод.

Выводы. Положения действующего законодательства не соответствуют функциональному назначению административной ответственности за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности. В этой связи необходимым является введение нового состава административного правонарушения, а также ужесточение санкции, предусмотренной за нарушение части 1 статьи 14.1 КоАП РФ.

Ключевые слова: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, административная ответственность за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности, КоАП РФ.

Список источников:

1. Черкесов (2012) – Черкесов А.Д. Государственная регистрация в деятельности федеральных органов исполнительной власти на современном этапе административной реформы: автореф. дис… канд. юрид. наук. М. 2012.

2. Зорина (2015) – Зорина Е.А. Государственная регистрация юридических лиц в Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. М., 2015.

102

Матюшенков Д.М.

магистрант, Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Москва (Е-mail: mdm95@yandex.ru)

Правовые и организационные проблемы добровольных народных дружин и дальнейшее развитие этого института в Российской Федерации

Читать в PDF

Предмет/тема. Рассматривается комплекс проблем, связанных с деятельностью добровольных народных дружин в Российской Федерации, анализируется будущее добровольных народных дружин, рассматривается проблематика государственно-общественных объединений как формы развития общественных объединений правоохранительной направленности.

Цели/задачи. Задачей данной статьи является выявление правовых и организационных проблем, имеющихся в деятельности добровольных народных дружин. Рассматривается возможность реформирования системы добровольных народных дружин путем изменения их организационно-правовой формы.

Методы. В исследовании применялись общенаучные и частнонаучные методы познания явлений и процессов. При проведении исследования применялись такие методы научного поиска, как формально-логический, аналитический, сравнительный и другие.

Выводы. Нами был рассмотрен ряд проблем, связанных с деятельностью добровольных народных дружин. Все они проистекают из изначально неверно выбранной организационно-правовой формы – «общественные объединения правоохранительной направленности», что противоречит положениям Федерального закона от 19 мая 1995 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях», которые не допускают вмешательства государства в дела общественных объединений. Специфика же правоохранительной деятельности такова, что она не может осуществляться без участия государства, а потому оно нуждается в механизме контроля за деятельностью добровольных народных дружин. Изменение организационно — правовой формы на «государственно-общественные объединения» позволит реализовать этот механизм и повысить эффективность работы добровольных народных дружин.

Ключевые слова: административное право, правоохранительные органы, добровольные народные дружины, общественные объединения правоохранительной направленности, полиция, милиция, общественные объединения, государственно-общественные объединения, правопорядок.

Список источников:

  1. Степаненко Ю.В. Правоохранительная деятельность: эволюция теоретических взглядов // Современный юрист. 2013. N 3 С. 60—87.
  2. Пиманова М.А. Правовой статус государственно-общественных объединений: конституционно-правовое исследование : дис. … канд. юрид. наук. Тюмень, 2007. — 231 с. : ил. РГБ ОД, 61:07-12/2421.
  3. Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2017» / Отв. ред. И.А. Алешковский, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов. [Электронный ресурс] — М.: МАКС Пресс, 2017.
  4. Матюшенков Д.М. Проблемы и перспективы развития добровольных народных дружин в Российской Федерации.
  5. «Кибердружина для борьбы с порно в интернете появится в Забайкалье»: [Электронный ресурс]. URL: https://sib.fm/news/2017/05/12/kiberdruzhina-dla-borby-s-porno-pojavitsja-v-zabajkale(дата обращения: 21.10.17).
  6. Новиков Д.О. Применение физической силы негосударствеными субъектами охраны общественного порядка//Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ Выпуск № 4 / 2016 с.164-172

108