Современный Юрист №3(20)
Уважаемые читатели!
Мы рады приветствовать Вас на страницах третьего номера журнала «Современный юрист», в котором представлены материалы исследований наших уважаемых авторов (В.Е. Рубаника, Ю.А. Тымчук, И.В. Головинской, А.С. Генкина, А.А. Михеева, Дж. Чекарани, Ю.В. Степаненко).
Как неоднократно отмечалось, цель нашего журнала — формирование научной информационной среды, распространение сведений о научных исследованиях, проводимых специалистами в области юриспруденции и смежных наук в России и за рубежом, консолидация усилий специалистов и распространение результатов научных исследований и практической деятельности.
В качестве эффективной дискуссионной площадки журнал «Современный юрист» способствует научной коммуникации, обмену идеями, внедрению достижений юридической науки в практику.
Журнал «Современный юрист» публикует работы известных и молодых авторов, качество статей которых стремится к лучшим публикациям ведущих юридических журналов. А наш журнал, с полной уверенностью можно назвать ВЕДУЩИМ!!! Кстати, двухлетний импакт-фактор РИНЦ с учетом цитирования из всех источников — 0,657.
В настоящем номере представлены следующие рубрики: «История государства и права», «Гражданское право», «Жилищное право», «Уголовно-процессуальное право», «Экономика и право», а также рубрика «Рецензии».
Приглашаем ученых-теоретиков права, практических работников к диалогу, к выдвижению и обсуждению самых разных инициатив, к поистине творческому процессу, который мы могли бы реализовать на страницах журнала «Современный юрист». Каждому предложению будет уделено должное внимание.
Нашим читателям мы желаем приятного и полезного чтения!
С наилучшими пожеланиями,
главный редактор С.В. Николюкин
СОДЕРЖАНИЕ
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА |
9 |
|
Рубаник В.Е.доктор юридических наук, профессор Департамента правового регулирования экономической деятельности ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», Москва (Е-mail: vladimir-rubanik@yandex.ru) |
Проблемы правового регулирования отношений собственности в СССР в период «перестройки» и их отражение в научной литературеАннотация Предмет/тема. В работах историков, экономистов и юристов социальные реформы эпохи «перестройки» показаны как предтеча дальнейших масштабных преобразований 1990-х гг., затронувших все социальные группы и слои общества. Они также содержат интересные данные о наиболее заметных переломных моментах в политических процессах в стране, непосредственно отражавшихся на социальных процессах и развитии регулирования отношений собственности. Цели/задачи. Целью исследования является анализ и обобщение изменений в отношениях собственности, произошедших в период «перестройки», во многом заложили основу будущей их эволюции в Российской Федерации – поэтому вполне обоснованным выглядит интерес исследователей к данной проблематике. Методология. Присущие историко-правовой науке приемы, принципы и методы историзма, исторического детерминизма и объективности, а также диалектический метод познания, включающий в себя целый комплекс частнонаучных методов: сравнительного, структурного, формально-юридического. Вывод. Представляется актуальным обращение к различным аспектам проблемы правового регулирования отношений собственности в разные периоды развития отечественной традиции права – в том числе, и к периоду «перестройки», заложившему немало проблем государственно-правовой жизни современной России. Кроме того, в середине 1990-х гг. в историографии господствовали представления о закономерности и неизбежности социально-экономиче¬ского кризиса СССР в годы «перестройки». Исследователи акцентировали внимание на проявлениях массового недовольства населения, низком уровне жизни, вводе карточной системы распределения и т.п. Ключевые слова: правовое регулирование; собственность; период «перестройки»; политические процессы; постсоветское пространство; цель перестройки; историография; экономические реформы. Список источников:
|
9 |
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО |
21 |
|
Тымчук Ю.А.магистр, кафедра гражданского и международного частного права (базовая кафедра ЮНЦ РАН), Институт права Волгоградского государственного университета, Волгоград (E-mail:yuliannatymchuk@yandex.ru) |
Законопроект о введении обязательного нотариального удостоверения сделок с недвижимостью: комментарии и предложенияАннотация. Предмет/тема. Вопрос обеспечения стабильности гражданского оборота недвижимости и защиты личных неимущественных и имущественных прав граждан, по-прежнему, представляет особую важность для общества и государства. Решение указанного вопроса осуществляется посредством ужесточения законодательных требований к порядку и форме совершения определенных юридических процедур. К числу таких требований относится обязательное нотариальное удостоверение. Статья посвящена анализу проекта Федерального закона № 193850-7 от 06 июня 2017 г. «О внесении изменения в статью 8.1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», а также исследованию перспектив введения обязательного нотариального удостоверения сделок с недвижимостью в рамках данной законодательной инициативы. Цели/задачи. Провести анализ основных положений законопроекта № 193850-7 от 06 июня 2017 г. «О внесении изменения в статью 8.1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», выявить его преимущества и недостатки, оценить обоснованность замечаний к законопроекту, изложенных в официальном отзыве Правительства РФ, а также сформулировать рекомендации по внесению изменений в законодательство, реализация которых позволит закрепить требование по обязательному нотариальному удостоверению сделок с недвижимостью. Методология. Основу методологического арсенала статьи составляют использованные в ней методы научного познания, анализа и сравнительно-правовой. Вывод. На основе анализа проекта Федерального закона № 193850-7 от 06.06.2017 г. «О внесении изменения в статью 8.1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» формулируются критические замечания и предложения, направленные на его совершенствование. Ключевые слова: законопроект, гражданский оборот, сделки с недвижимостью, обязательное нотариальное удостоверение, нотариальный тариф, плата за услуги правового и технического характера, ответственность нотариуса. Список источников:
|
21 |
ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО |
30 |
|
Николюкин С. В.доцент кафедры гражданского права Российского государственного университета правосудия, кандидат юридических наук, доцент Москва (e-mail: 79161886846@yandex.ru) |
К вопросу о правовом статусе регионального оператора как субъекта жилищных правоотношенийАннотация Предметом исследования являются нормы о правовом статусе регионального оператора, формировании фондов капитального ремонта региональным оператором и особенностях его деятельности, содержащиеся в жилищном законодательстве Российской Федерации и законодательстве субъектов Российской Федерации, а также анализ правоприменительной практики. Целью исследования является разработка авторского определения регионального оператора, обоснование его признаков, а также систематизация элементов правового статуса регионального оператора. Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания включающие принцип объективности, системности, индукции, дедукции и др. Наряду с общенаучными методами познания применены частнонаучные методы: описательный, лингвистический, сравнительно-правовой. Вывод. Правовой статус регионального оператора носит особый характер, поскольку его деятельность направлена на формирование и обеспечение деятельности региональной системы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете (счетах) фонда, что является немаловажным фактором социально-экономического развития Российской Федерации и реализации различных государственных программ, обеспечивающих благополучие граждан. Ключевые слова: региональный оператор; капитальный ремонт; фонд; субъект российской Федерации; субсидиарная ответственность; руководитель регионального оператора; имущество регионального оператора; функции регионального оператора; фонд капитального ремонта; обязанности регионального оператора; ответственность регионального оператора Список источников:
|
30 |
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО |
48 |
|
Попова Н.Ф.доктор юридических наук, профессор Департамента правового регулирования экономической деятельности ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва (E-mail: nfpopova51@mail.ru) |
Современная стратегия развития государственного управленияАннотация Предмет исследования общественные отношения в сфере государственного управления. Целью исследования является анализ теории и практики рассматриваемого вопроса, формулирование целей и задач современной стратегии развития государственного управления. Методологией исследования являются общенаучные и частнонаучные методы познания явлений и процессов. При проведении исследования применялись такие методы научного поиска, как формально-логический, сравнительное правоведение и другие. Выводы. В настоящее время отмечается низкие эффективность и качество государственного управления, а осуществление крупномасштабных мер по социально-экономическому развитию России невозможно без решения этой проблемы. Данное обстоятельство определяет необходимость разработки Стратегии развития государственного управления, в которой необходимо четко определить задачи, которые надо решить в сфере государственного управления. Результатом работы явилась формулировка задач, направленных на повышение эффективности и качества государственного управления. К ним автор отнес: четкое распределение функций между органами исполнительной власти; повышение их открытости и обеспечение доступа граждан к информации об их деятельности; повышение качества государственного управления; упрощение законодательства; борьбу с коррупцией; внедрение в управление новейших достижений науки и техники; совершенствование административных процедур; оптимизацию численности госслужащих, улучшение их качественного состава; совершенствование государственного контроля и надзора и др. Более подробно автор остановился на совершенствовании административных процедур как фактора повышения эффективности и качества государственного управления. Ключевые слова: стратегия государственного управления, эффективность и качество государственного управления, административные процедуры, органы исполнительной власти, оказание публичных услуг, административные регламенты. Список источников: 1. Грант Р.М. Современный стратегический анализ. 7-е издание. — Санкт-Петербург: Питер. — 2016. — 25 с. 2. Попова Н.Ф. Административное право : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Н.Ф. Попова. – 2-е изд., исп. И доп. – М.: Издательство Юрайт. — 2016. С. 21. 3. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Издательство: Омега-Л. — 2004. — С. 34. 4. Старилов Ю.Н. Административная реформа: к перспективе «нового государственного управления» и «эффективного государства» // Из публикаций последних лет: воспоминания, идеи, мнения, сомнения. Воронеж. — 2010. — С. 445. 5. Лапина М.А. Реализация исполнительной власти в Российской Федерации. — М., 2006. — С. 23. 6. Тихомиров Ю.А. Административные процедуры и право // Журнал российского права. — 2002. — № 4. — С. 12. 7. Попова Н.Ф. К вопросу об административных процедурах в области финансов, налогов и сборов // Современный юрист. — 2013. — № 2. — С. 38-51. 8. Агафонов С.И. Административные процедуры и их реализация в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации : Автореф. дис. … канд. юрид. наук.- М., 2008. — С. 12. 9. Лазарев И.М. Административные процедуры в сфере взаимоотношений граждан и их организаций с органами исполнительной власти в РФ : Дис. … канд. юрид. наук. — М., 2005. — С. 53. 10. Хазанов С.Д. Административные процедуры: определение и систематизация // Российский юридический журнал. — 2003. — № 1. — С. 60. 11. Барциц И.Н. Административные процедуры: перспективы правовой регламентации и «чувство меры» // Вопросы государственного и муниципального управления. — 2008. — № 1. — С. 124. |
30 |
УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО |
62 |
|
Головинская И.В.доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры публично-правовых дисциплин ВЮИ ФСИН России, профессор кафедры «Уголовно-правовые дисциплины» юридического института Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, г. Владимир (E-mail: irgolovinskaya@yandex.ru) |
К вопросу о полномочиях следователя и прокурора при заключении досудебного соглашения о сотрудничествеАннотация: Предметом научного исследования в рамках настоящей статьи выступает порядок заключения досудебного соглашения о сотрудничестве, полномочия следователя и прокурора в данной сфере, а также комплекс проблем, возникающих в практике применения указанными субъектами правовых норм, регламентирующих данный уголовно-процессуальный институт. Целью исследования является попытка обосновать суждение о целесообразности изменения комплекса полномочий руководителя следственного органа и прокурора при рассмотрении вопроса о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве. Методология представлена общетеоретическими и специальными методами научного познания, в числе которых: анализ и синтез, логический, диалектический, системно-структурный, сравнительно-юридический, социологический и статистический методы. Вывод. Предлагается процессуальный алгоритм рассмотрения заявления подозреваемого, обвиняемого о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, утверждении указанного соглашения руководителем следственного органа. Вносится предложение о целесообразности снятия указанных выше полномочий по рассмотрению и утверждению досудебного соглашения о сотрудничестве с прокурора. Ключевые слова: досудебное соглашение о сотрудничестве, прокурор, следователь, суд, подозреваемый, обвиняемый. Список источников:
|
62 |
ЭКОНОМИКА И ПРАВО |
71 |
|
Генкин А.С.доктор экономических наук, профессор, президент АНО «Центр защиты вкладчиков и инвесторов», Москва (E-mail: konsul3000@yahoo.com), МИХЕЕВ Алексей Александрович, доктор экономических наук, доцент, МГИМО МИД России, Москва (E-mail: 7721177@gmail.com) Михеев А.А.доктор экономических наук, доцент, МГИМО МИД России, Москва (E-mail: 7721177@gmail.com) |
ICO – новые экономико-правовые формы секьюритизации на базе технологии блокчейнАннотация Предмет/тема. ICO как новая экономико-правовая форма секьюритизации. Цели/задачи. Изучить ICO, области их применения и практику имплементации в правовую систему. Методология. Моделирование, формализация, анализ и синтез, индукция и дедукция. В статье исследуется феномен ICO. Буквально означающая «первичное предложение монет», это – форма привлечения инвестиций в новые технологические проекты и стартапы в виде эмиссии и продажи инвесторам новых криптовалют с применением технологии распределенного реестра (блокчейн). В отличие от IPO, с применением блокчейна для ICO не нужны ни посредники, ни контроль регулятора. Такая технология удобна и выгодна для основателей стартапов, в то же время, ей доверяют и венчурные инвесторы. Однако на сегодня ICO не имеет полной правовой определенности. Правоотношения сторон этого процесса никем не регулируются: взнос от инвестора зафиксирован только лишь в самом блокчейне. Приводится классификация наиболее популярных при ICO типов токенов. Рассматриваются основные модели эмиссии. Выделяются главные преимущества проведения ICO для предпринимателей и основателей проектов. Рассматривается ряд наиболее интересных проектов и сервисов в сфере ICO (в т.ч. среди финансово-банковских организаций). Проводится обзор основных организационно-правовых моделей, примененных отечественными ICO-проектами за последний год. Вывод. Инструмент ICO с применением технологии распределенного реестра имеет перспективы и интересен как инвесторам, так и основателям проектов. Рынок ведет поиск оптимальных организационно-правовых моделей ICO, однако имплементация этого института в правовую систему пока запаздывает. Ключевые слова: ICO, блокчейн, биткоин, криптовалюта, DAO. Список источников:
|
71 |
Джулия ЧекараниКандидат экономических наук, факультет Потребительского права в Университете Перуджа, Италия (E-mail: giuliacpgv@yahoo.it) |
Директива по ипотечному кредитованию: реализация и эффективность оценки кредитоспособности потребителяАннотация Тема. В статье анализируется Директива 2014/17/ЕС о кредитных договорах для потребителей в отношении жилого недвижимого имущества, целью которой является создание более прозрачного и конкурентоспособного европейского рынка ипотечных кредитов с высоким уровнем защиты потребителей. В работе основное внимание уделяется основным положениям Директивы об ипотечном кредите и, в частности, обязанности кредиторов по оценке кредитоспособности потребителя, которая имеет целью оценить способность потребителя погашать кредит. В приведенной выше оценке учитываются все соответствующие факторы, которые могут повлиять на способность такого клиента выполнять свои обязательства по кредитному договору, такие как осуществление будущих платежей или платежей, увеличенных в связи с отрицательной амортизацией или отсрочкой платежей по основной сумме долга или процентам, а также регулярными платежами, долгами, доходами, сбережениями и активами; ее конкретная цель — защитить потребителей от безответственного поведения участников рынка и связанных с этим так называемых хищнических методов кредитования, ставших причиной недоверия всех сторон процесса кредитования, особенно потребителей, после начала финансового кризиса 2007-2008 годов. Цель исследования — проанализировать эффективность системы оценки кредитоспособности, предложенной Директивой, учитывая небольшой опыт по ее внедрению в итальянской правовой системе, а также выявить ее недостатки и предложить возможные решения по их устранению. Ключевые слова: Ипотечная кредитная директива; оценка кредитоспособности потребителей; эффективность и слабые стороны. |
92 |
РЕЦЕНЗИИ |
108 |
|
Степаненко Ю.В.доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры административного права и процесса Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА) заслуженный юрист Российской Федерации; главный научный сотрудник ВНИИ МВД России; профессор Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва (E-mail: Stepanenko.50@mail.ru) |
Рецензия на диссертацию Андрея Олеговича Губенкова «административно-правовое регулирование контрольно-разрешительной деятельности экзаменационных подразделений госавтоинспекции»Аннотация: в статье даётся характеристика результатам диссертационного исследования, проведенного Андреем Олеговичем Губенковым, посвященного административно-правовому регулированию контрольно-разрешительной деятельности экзаменационных подразделений Госавтоинспекции. Подтверждается актуальность темы исследования, показываются научная новизна, обоснованность и достоверность сформулированных соискателем положений, выводов, предложений и рекомендаций. Обращается внимание на отдельные недостатки и спорные моменты научного исследования, способные повлечь дальнейшую научную дискуссию. Дается итоговая оценка результатам диссертационного исследования. Ключевые слова: контрольно-разрешительная деятельность экзаменационных подразделений Госавтоинспекции, безопасность дорожного движения, лишение права управления транспортным средством, нарушение правил дорожного движения. Список источников: 1. Смоляков А.И. Административно-правовое принуждение и поощрение в системе государственно-правовых методов обеспечения безопасности дорожного движения: Дисс…канд. юрид. наук. – М.: Московский университет МВД России, 2015. 2. Антонов С.Н. Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения: проблемы нормативного правового регулирования // Административное право и процесс. 2017. № 1. С. 25 — 30. 3. Лисицкая А.В. Организационно-правовые аспекты обеспечения безопасности дорожного движения // Транспортное право. 2017. № 1. С. 29 — 32. |
108 |