Современный юрист № 4(37)

Уважаемые читатели!

 

Уходящий 2021 год был Годом науки и технологий. Этот тренд способствовал росту научной и иной творческой активности, в том числе наших авторов. За этот период читателям журнала было представлено множество интересных, познавательных статей, посвященных актуальным проблемам теории и истории государства и права, конституционного, административного, уголовного, уголовно-процессуального, гражданского, гражданского процессуального и иных отраслей российского права. Эти труды не были простым изложением проблемных вопросов в той или иной отрасли юридического знания. Стало традицией, что авторами предлагаются конкретные, оригинальные варианты и меры по их решению, впоследствии востребованные практикой и научной доктриной, о чем свидетельствует, в частности, повышение уровня цитируемости опубликованных в нашем журнале работ.

В течение года нашими авторами не был обойден вниманием положительный зарубежный опыт нормативного правового регулирования и организации правоохранительной и правоприменительной  деятельности в разных сферах жизнедеятельности человека, общества и государства. В результате теоретико-компаративного анализа внесены конструктивные предложения по имплементации положительно зарекомендовавших себя норм зарубежного законодательства в отечественную практику законотворчества.

Не может не радовать рост научной активности молодых ученых. Их научные работы впечатляют разнообразием направлений и векторов исследований: от традиционных классических правовых школ до цифрового права и регулирования прорывных, инновационных технологий.

В 2022 году перед юридической наукой и правоприменительной практикой стоят новые большие вызовы и амбициозные задачи. Предстоит сократить наметившееся за последние годы отставание научной доктрины от законотворческой практики, а также от динамичного развития общественных отношений, особенно в сферах глобальной цифровизации, обеспечения национальной безопасности (военной, экономической, экологической, общественной, информационной и др.), а также в области подготовки квалифицированных юристов, обладающих современными актуальными компетенциями и способных находить грамотные правовые решения в самых сложных, нетрадиционных отношениях роботизации, генной инженерии, биоэтики, высоких компьютерных технологий и пр.

В заключение хочу поблагодарить членов редакционного совета, редакционной коллегии, наших авторов и читателей за поддержку нашего журнала, поздравить всех с Новым годом и пожелать доброго здоровья, благополучия, креативности в научном поиске и реализации намеченных научных и жизненных планов!

 

С уважением и наилучшими пожеланиями,

главный редактор Юрий Викторович Степаненко

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА  

Петюкова О.Н.

Петюкова Оксана Николаевна, доктор юридических наук, профессор Департамента международного и публичного права Юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия. E-mail: oksana55@mail.ru

Занятость населения и реализация прав граждан на свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной экономической деятельности

Читать в PDF

Аннотация

Предмет/тема. Статья посвящена актуальным вопросам занятости населения в контексте современных вызовов пандемии COVID-19 и реализации конституционного права граждан на свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной экономической деятельности.

Цели/задачи. Целью является исследование формирования правовой политики содействия занятости населения в публично-правовом контексте, а также эффективной реализации прав граждан на свободное использование своих способностей для различных видов экономической деятельности, включая предпринимательскую. Особое внимание уделяется анализу международного и российского законодательства, выявлению перспектив его развития.

Методология. В исследовании использовались диалектический, системный, сравнительно-правовой, статистический методы, а также методы анализа и синтеза.

Вывод. Пандемия новой коронавирусной инфекции оказала существенное влияние на рынок труда и на развитие российского законодательства о занятости населения. Антикризисные меры, сформулированные в Общенациональном плане действий, одобренном Правительством РФ 23.09.2020 г. и рассчитанном на период до 31.12.2021 г., направлены, в конечном счете, на поддержание занятости и социальную поддержку населения. Вместе с тем основные положения Закона РФ от 19.04.1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» кардинально не изменились за последнее время. Отсутствуют единые концептуальные подходы к формированию правовой политики на рынке труда и системной модернизации законодательства в этой сфере. Требуют дальнейшего совершенствования правовые механизмы обеспечения мобильности трудовых ресурсов в масштабах всей страны с возможностью обустройства лиц на новом месте работы, обеспечения их жильем. Также необходима единая цифровая платформа содействия занятости и профессионального переобучения, учитывающая различные аспекты как внутренней, так и внешней трудовой миграции.

Ключевые слова: занятость, правовая политика, реализация прав, права граждан, использование способностей, предпринимательская деятельность, экономическая деятельность.

Список источников:

Нормативные правовые акты

  1. Декларация Международной организации труда «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» (принята в г. Женева 18.06.1998).
  2. Конвенция N 122 Международной организации труда «О политике в области занятости» [рус., англ.] (заключена в г. Женеве 09.07.1964).
  3. Конвенция о правах инвалидов (заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006).
  4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
  5. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти».
  6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ.
  7. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
  8. Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
  9. Постановление Правительства РФ от 03.06.2011 N 440 «О разработке прогноза баланса трудовых ресурсов» (вместе с «Правилами разработки прогноза баланса трудовых ресурсов»)
  10. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 298 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения».
  11. Постановление Правительства РФ от 03.07.2018 N 780 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих порядок осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и (или) предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации».
  12. Постановление Правительства РФ от 19.02.2019 N 161 «Об утверждении Правил включения субъектов Российской Федерации в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным».
  13. Постановление Правительства РФ от 08.04.2020 N 460 «Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными».
  14. Постановление Правительства РФ от 27.03.2020 N 346 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год».
  15. Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2393 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2021 год».
  16. Постановление Правительства РФ от 15.11.2021 N 1940 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2022 год».
  17. Распоряжение Правительства РФ от 20.04.2015 N 696-р <Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным.
  18. «Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике» (одобрен Правительством РФ 23.09.2020, протокол N 36, раздел VII) (N П13-60855 от 02.10.2020) // СПС Консультант Плюс.
  19. Приказ Минздравсоцразвития России от 08.11.2010 N 972н «О порядке ведения регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения (физических лиц и работодателей), включая порядок, сроки и форму представления в них сведений».
  20. Приказа Минтруда России от 04.06.2015 N 343н «Об утверждении Типовой региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов».
  21. Приказ Минтруда России от 16.11.2015 N 872н «Об утверждении Порядка, формы и сроков обмена сведениями между органами службы занятости и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы».
  22. Приказ Минтруда России от 26.10.2017 N 748н «Об утверждении нормативов доступности государственных услуг в области содействия занятости населения» и др.
  23. Приказ Минтруда России от 22.02.2019 N 116н «Об утверждении Правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам».
  24. Приказ Минтруда России от 05.12.2019 N 769н «Об утверждении показателей для оценки эффективности деятельности органов службы занятости по содействию занятости инвалидов на 2020 год».
  25. Приказ Минтруда России от 27.07.2020 N 451н «Об утверждении Порядка осуществления контроля за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации в части осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными».
  26. Приказ Минтруда России от 26.05.2021 N 343н «Об утверждении перечня территорий, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда по итогам 2019 — 2020 годов».
  27. Информация Минкомсвязи России «Регистрация для получения пособия по безработице доступна через Единый портал госуслуг» // Доступно на сайте: https://digital.gov.ru (дата обращения: 10.11.2021 г.)

Научная литература:

  1. Предпринимательское право: современный взгляд: монография / Абросимова Е.А., Андреев В.К., Афанасьева Е.Г. и др.; отв. ред. Карелина С.А., Лахно П.Г., Шиткина И.С. М.: Юстицинформ, 2019.
  2. Цели в области устойчивого развития [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.un.org/sustainabled evelopment/ru/sustainable-development-goals/ — официальный сайт Организации Объединенных Наций (дата обращения: 10.11.2021 г.)
  3. Абузярова (2018) – Абузярова Н.А. Экономико-правовое регулирование российского рынка труда // Журнал российского права. 2018. N 1. С. 128 — 137.
  4. Brearley, Bloch (1999) — Brearley K., Bloch S. Employment Covenants and Confidential Information: Law, Practice and Technique. London, Dublin and Edinburgh. 1999. P. 46.
  5. Mingaleva, Mirskikh (2010) — Mingaleva Zh., Mirskikh I. On Innovation and Knowledge Economy in Russia. In World Academy of Science, Engineering and Technology. Vol. 66, June 2010. 1033.
  6. Лушников (2011) — Лушников А.М. Усиление гибкости трудовых отношений как ответ на вызовы XXI века: причины введения и пределы осуществления // Рынок труда в XXI веке: в поисках гибкости и защиты: Матер. междунар. науч. конф. 12 — 14 мая 2011 г. Вильнюс, 2011. С. 120.
  7. Котова (2019) — Котова С.И. Правовое положение прекариата на рынке труда и концепция занятости. – Автореферат дисс. ….к.ю.н. М., 2019. С. 10.
  8. Социальная защита семьи: совершенствование механизма правового регулирования: монография / В.А. Баранов, А.В. Буянова, Н.С. Волкова и др.; под ред. О.Н. Петюковой. М.: Деловой двор, 2015. 176 с.
  9. Мачульская (2021) — Мачульская Е.Е. COVID-19: новые вызовы для инвалидов // Социальное и пенсионное право. 2021. N 2. С. 20 — 26/
  10. Addendum to General Survey: Promoting employment and decent work in a changing landscape. International Labour Organization. Geneva, 2021. P.103.

8
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО  

Логвин Р.Б.

Логвин Роман Борисович, заместитель генерального директора по взаимодействию с государственными органами ООО «ИВК АИР ГРУПП», аспирант Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)», Москва.

E-mail: logvin.R.B@gmail.com

Об оптимизации функций федеральных органов исполнительной власти

Читать в PDF

Аннотация

Предмет/тема. В данной статье рассматриваются отдельные структурно-функциональные аспекты организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти. В частности, исследуется взаимосвязь обеспечивающих функций и структуры федеральных органов исполнительной власти, анализируется возможность оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти путем централизации обеспечивающих функций и учреждения Единого кадрового агентства.

Цели/задачи. Целью настоящей работы является выработка теоретических предложений по оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти путем централизации обеспечивающих функций данных органов и учреждения Единого кадрового агентства.

Методология. Методологическую основу работы составляют структурно-функциональный и системный методы исследования, использование которых позволяет рассмотреть федеральные органы исполнительной власти в качестве сложной развивающейся системы, проследить структурные связи между различными элементами системы, а также сформулировать теоретические предложения по оптимизации функций данных органов.

Вывод. Штатная численность кадровых и иных обеспечивающих подразделений поражает своей масштабностью даже сейчас, когда фактически уже завершена последняя административная реформа, по итогам которой было нормативно закреплено предельное количество  государственных служащих в обеспечивающих подразделениях центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти. Таким образом, можно констатировать, что учреждение Единого кадрового агентства может значительно оптимизировать современный государственный аппарат Российской Федерации.

Ключевые слова: исполнительная власть, система и структура федеральных органов исполнительной власти, функции федеральных органов исполнительной власти, государственное управление.

Список источников:

  1. Тихомиров (2013) – Тихомиров Ю.А. Государство: монография. М.: Норма; Инфра-М, 2013.
  2. Россинский (2019) – Россинский Б.В. Реализация концепций административной реформы // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2019. № 1. С. 31-38.
  3. Россинский (2004) – Россинский Б.В. К вопросу о реформировании системы федеральных органов исполнительной власти // Административное право и процесс. 2004. №
  4. Бельский (1997) – Бельский К.С. О функциях исполнительной власти // Государство и право. 1997. № 3. С. 14 — 21.
  5. Петров (2012) – Петров М.П. Вопросы совершенствования структуры федеральных органов исполнительной власти // Вестник СГАП. 2012. № 1. С. 74-80.
  6. Аржанухин (2012) – Аржанухин С.В. Организационные патологии управления кадровым резервом на государственной гражданской службе // Вопросы управления. 2012. № 1. С. 86-94.
  7. Чиновники и государственные служащие // Доминанты. 2020. № 48. С. 13-24.

20

Матюшенков Д.М.

Матюшенков Дмитрий Михайлович, Председатель Молодежной палаты при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России, Москва.

E-mail: mdm95@yandex.ru

К вопросу о статусе молодых ученых в Российской Федерации

Читать в PDF

Аннотация

Предмет/тема. Рассматриваются аспекты правового статуса молодых ученых в Российской Федерации с учетом принятого Федерального закона от 30 декабря 2020 г. «О молодежной политике в Российской Федерации», анализируется региональное законодательство и зарубежный опыт в этой области, осуществляется сравнительное исследование некоторых аспектов данной проблематики.

Цели/задачи. Определение текущего правового статуса молодых ученых в Российской Федерации с учетом принятого Федерального закона от 30 декабря 2020 г. «О молодежной политике в Российской Федерации». Изучение нормативной базы субъектов Российской Федерации и зарубежного опыта для проведения сравнительного анализа и выделения общих закономерностей, с целью формирования предложений по совершенствованию правового регулирования.

Методология. Использовались методы анализа, синтеза, описания, сравнения, исторический метод, метод сравнительного правоведения, методы формальной логики.

Выводы. Несмотря на принятие Федерального закона от 30 декабря 2020 г. «О молодежной политике в Российской Федерации», в законодательстве субъектов Российской Федерации по-прежнему отсутствует единый подход к определению статуса молодых ученых. Необходимо закрепление единого понятия на уровне федерального закона, что позволит гармонизировать развитие отечественной науки и повысить качество подготовки кадров.

Ключевые слова: наука, образование, ученые, молодые ученые, молодежь.

Список источников:

  1. Гутников (2007) – Гутников О.В. Правовой статус молодых ученых и научных работников, вышедших на пенсию // Журнал российского права, 2007, № 7. (СПС КонсультантПлюс).
  2. Мехришвили, Скрауч (2012) – Мехришвили Л.Л., Скрауч О.Н. Молодые ученые как социальная группа: к вопросу мотивации научной деятельности и профессиональной ориентации // Специфика педагогического образования в регионах России, 2012, № 1. С. 152-163.
  3. Шамсутдинова, Ягафарова, Исянгулова (2016) – Шамсутдинова Н.К., Ягафарова Д.Г., Исянгулова Э.И. Молодые ученые в системе научного сообщества // Сборник научных статей института социальных исследований ИНГГУ. – Магас: Ингушский госуниверситет, 2016. С. 227-230.
  4. Тесленко (2017) – Тесленко А.Н. Молодой ученый в Казахстане: особенности социально-профессионального статуса // Гаудеамус, 2017
  5. Матюшенков, Степаненко (2019) – Матюшенков Д.М. Степаненко Ю.В. О правовом статусе молодых ученых/ Международный научный журнал «Современный Юрист» № 3(28) 2019. 19-28.

28

Манукян А.А.

Манукян Арпине Арамовна, магистрант, кафедра административного права и процесса. E-mail: iammanukyan13@gmail.com

Научный руководитель: Степаненко Юрий Викторович – профессор, доктор юридических наук, профессор кафедры административного права и процесса Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), заслуженный юрист Российской Федерации.

Е-mail: stepanenko.50@mail.ru

Административная юстиция как способ обеспечения законности в публичном управлении

Читать в PDF

Аннотация

Предмет/тема. Проблемы повышения качества публичного управления и укрепления законности в деятельности публичной администрации.

Цели/задачи. Целью настоящего исследования является разработка направлений оптимизации судебного контроля за деятельностью публичной администрации и усовершенствования института обжалования.

Методология. Применялись методы анализа, синтеза, обобщения, исторический, сравнительно-правовой метод.

Выводы. Одним из механизмов решения заданных проблем является усиление судебного контроля за деятельностью органов публичного управления и их должностных лиц, а также усовершенствование института обжалования посредством учреждения в России специализированных административных судов.

Ключевые слова: публичное управление, обеспечение законности, административная юстиция, судебный контроль, обжалование, административные суды.

Список источников:

  1. Арапов (2017) – Арапов Н.А. Принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства в российском конституционном праве и правосудии: дис… канд. юрид. наук: Санкт-Петербург, 2015. С.4.
  2. Салищева (2017) – Салищева Н.Г. О судебном контроле за законностью в деятельности органов исполнительной власти // Административное право и процесс. 2017. № 6. С. 80.
  3. Студеникина (1996) – Студеникина М.С. Административная юстиция: какой путь избрать в России? // Российская юстиция. 1996. № 5. С. 35.
  4. Зеленцов (2015) – Зеленцов А.Б. Модели административной юстиции в современном мире и особенности ее организации в России // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2015. — № 8 (12) — С. 39.
  5. Загряцков (1925) – Загряцков М.Д. Административная юстиция и право жалобы в теории и законодательстве // Административная юстиция. Конец XIX — начало XX вв.: Хрестоматия. 1925. Т. 1. С. 240
  6. Соловьева (1998) – Соловьева А.К. Концепция административной юстиции: материально-правовой аспект / А.К. Соловьева // Изв. вузов. Правоведение. – 1998. – № 4. – С. 54.
  7. Бойцова, Бойцов (1994) – Бойцова В.В., Бойцов В.Я. Административная юстиция: к продолжению дискуссии о содержании и значении // Государство и право. 1994. № 5. С. 43.
  8. Коркунов (1899) – Коркунов Н.М. Русское государственное право. СПб., 1899. С. 497 – 498.
  9. Старилов (2015) – Старилов Ю.Н. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации: значение для судебной и административной практики и проблемы организации преподавания учебного курса // Административное право и процесс. 2015. № 7. С. 9-10.
  10. Хаманева (2015) – Хаманева Н.Ю. Административная юстиция и административно-правовые отношения: теоретические проблемы // Труды ИНП РАН. 2009. № 1. С. 49.
  11. Лебедев (2000) – Лебедев В. От идеи судебного нормоконтроля к административному судопроизводству // Российская юстиция. 2000. № 9. С. 2.
  12. Сапожников (2008) – Сапожников А.И. К вопросу о создании административной юстиции в Российской Федерации // Адвокатская практика. 2008. № 1. С. 42.
  13. Тихомиров (2001) – Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс / Ю.А. Тихомиров. – М.: Юринформцентр, 2001. С.411.
  14. Бахрах (2003) – Бахрах Д.Н. Нужна специализация не судов, а судей // Рос. юстиция. 2003. № 2. С. 10.

36
УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО  

Гирько С.И.

Гирько Сергей Иванович, доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик РАЕН. E-mail: syvorina959134@mail.ru

Замкнутый круг проблем вокруг пенитенциарной преступности

Читать в PDF

Аннотация

Предмет/тема. Замкнутый круг проблем вокруг пенитенциарной преступности.

Цели/задачи. В статье автор на основе анализа основных проблем, связанных с феноменом преступности в уголовно-исполнительной системе, анализирует состояние уголовно-процессуальной компетенции субъектов процессуальных правоотношений – органов и учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы и принудительных работ и содержащих осужденных в исправительных центрах, приходит к заключению о том, что она не соответствует задачам противодействия пенитенциарной преступности. На основе анализа данных о преступлениях лиц, осужденных к лишению свободы и содержащихся в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, персонала учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, граждан, оказавшихся в расположении исправительного учреждения в силу разных причин и других субъектов, содержащихся в соответствующих ведомственных статистических формах, сведений о совместной криминальной активности осужденных и персонала исправительных учреждений, подвергает изучению вопрос о соответствии официально регистрируемых сведений о состоянии пенитенциарной преступности реальному ее состоянию.

Автор выдвигает гипотезу о том, что научные и практические проблемы, сложившиеся вокруг феномена преступности в пенитенциарной системе, внешне напоминающие «замкнутый круг», на самом деле могут последовательно решаться, начиная с налаживания учета пенитенциарных преступлений и определения точного их количества.

Методология. Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, постановка проблемы, построение гипотез, конкретизация, мониторинг.

Вывод: По результатам проведенного анализа автор приходит к выводу о том, что закрепление и расширение уголовно-процессуальной компетенции субъектов уголовно-исполнительной системы, уровень безопасности пенитенциарных учреждений напрямую зависят от состояния пенитенциарной преступности и что совокупная информация об уровне преступности в уголовно-исполнительной системе, содержащаяся в статистических формах учета, а также высокая степень ее латентности, не позволяют определить реальный уровень пенитенциарной преступности в России, а кроме того, создают препятствия для эффективного решения научных и практических задач, направленных на противодействие преступности данного вида.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, уголовно-процессуальная компетенция субъектов уголовно-исполнительной системы, уголовно-процессуальные полномочия, исправительное учреждение, пенитенциарная преступность, латентность пенитенциарных преступлений, криминологические характеристики преступности в уголовно-исполнительной системе, состояние пенитенциарной преступности, субъекты пенитенциарных преступлений.

Список источников:

  1. Куницын (2013) — Куницын С.Н. О процессуальном статусе органов дознания ФСИН России. Вестник Воронежского института МВД России. 2013.№2. С. 103-108;
  2. Куницын (2013) — Куницын С.Н. Должностные лица органов дознания ФСИН России. Вестник Воронежского института МВД России. 2013.№3. С.167-174;
  3. Кубасов (2015) — Кубасов А.В. Надзор за дознанием и иной процессуальной деятельностью в уголовно-исполнительной системе. Законность. 2015. №7. С.26-28;
  4. Беляков, Брыляков (2016) — Беляков А.В., Брыляков С.П. Дознание в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы России. Вестник Кузбасского института. №2 (27). Апрель-июнь. 2016. С.110-116;
  5. Шалагин (2016) — Шалагин А.Е. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых в местах лишения свободы. Вестник экономики, права и социологии, 2016. №1. С.216-219.
  6. Статистическая форма 2-УИС. В редакции приказа ФСИН России от 14.08.2019 № 675.
  7. Гирько, Долгополов (2019) — Гирько С.И., Долгополов А.А. Направления развития уголовно-процессуальной компетенции субъектов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Труды Академии управления МВД России. № 1 (49) март. 2019. С. 73-79;
  8. Гирько, Скударева (2018) — Гирько С.И., Скударева Н.И. Стратегия восстановления уголовно-процессуальных полномочий пенитенциарным учреждениями, как современный вектор развития уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации. Человек: преступление и наказание. 2018. Т.26 (1-4), № 4. С. 390-395.
  9. Гирько (2021) — Гирько С.И. Возвращение уголовно-исполнительной системы Российской Федерации процессуальных полномочий: этапность и последовательность «шагов». Ведомости УИС. 2021. № 3 (226). С.6-14.
  10. Гирько (2018) — Гирько С.И. Обеспечение безопасности лиц в расположении исправительного учреждения и проблемы уголовно-процессуальных полномочий уголовно-исполнительной системы на досудебном этапе судопроизводства. Пенитенциарная безопасность: национальные традиции и зарубежный опыт: материалы Международной научно-практической конференции (11-12 октября 2018 г.). – Самара : Самарский Юридический институт ФСИН России, 2018. С.57-59.
  11. Ваганов (2012) – Ваганов А.Б. Криминологическая характеристика пенитенциарной преступности и ее профилактика. Автореф.канд.дис. Челябинск. 2012.
  12. Шалагин (2016) — Шалагин А.Е. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых в местах лишения свободы. Вестник экономики, права и социологии. 2016. №1.
  13. Долгова (2000) — Российская криминологическая энциклопедия /Под общ.ред. А.И.Долговой. – М.,2000.
  14. Жеребин, Морозов, Меркурьев (2005) — Жеребин В.С., Морозов В.М., Меркурьев В.В. и др. Пенитенциарная преступность: сущность и актуальные проблемы предупреждения: Моногр./ Под общ.ред. Ю.И.Калинина. – Владимир, 2005.
  15. Громов (2020) – Громов В.Г. Пенитенциарная преступность. Электронный ресурс – https://www.sovremennoepravo.ru/ m/articles/view/%DO%9F%DO… – запрос от 17.11.2020
  16. Отчет о состоянии преступности среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Форма 2-УИС месячная. Утверждена приказом ФСИН России от 14.08.2019 № 675 (последняя редакция).
  17. Громов (2013) — Громов В.Г. Профилактика преступлений осужденных в исправительных учреждениях. Вестник Казанского юридического института МВД России. 2013. №1(11).
  18. Примак (2008) — Примак А.А. О некоторых факторах латентности пенитенциарной преступности //Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском федеральном округе. Красноярск, 2008.
  19. Хохрин (2014) — Хохрин С.А. Уголовно-исполнительная характеристика пенитенциарной преступности. Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки.2014. №2-2.
  20. Сведения о деятельности исправительных центров и участков, функционирующих как исправительные центры. Приложение №1 к приказу ФСИН России от 27.09.2017 № 974.
  21. Статистический отчет работа с личным составом (форма ФСИН-7). Доступ из базы данных «Статистика».
  22. Зачистка и реформирование: почему глава ФСИН сносит своих замов. Открытое ведомство. 26.03.2021. – Интернетресурс – https://pasmi.ru/archive/305702/ — запрос от 26.03.2021
  23. Прокуратура выявила 130 фактов нарушения прав заключенных. Интернетресурс –https://pravo.ru/news/205391/ — запрос от 09.02.2021

47
АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС  

Кочурина А.Ю.

Кочурина Анастасия Юрьевна, магистрант Юридического факультета, помощник арбитражного управляющего. E-mail: akochurina@inbox.ru

Научный руководитель: Юлова Екатерина Сергеевна, к.ю.н., доцент, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности, Юридический факультет Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва

Прекращение банкротства в связи с недостаточностью имущества должника

Читать в PDF

Аннотация

Предмет/тема: рассмотрены положительные стороны и современные проблемы правового регулирования прекращения производства по делу о банкротстве в связи с недостаточностью денежных средств должника. Основное внимание уделено проблемам, связанным с отсутствием установленных законом оснований продолжения рассмотрения судом дела о банкротстве в условиях недостаточности финансирования, критериев и правовых последствий временного отсутствия достаточных средств у должника, ответственности арбитражного управляющего за неподачу ходатайства о прекращении производства по делу. Проанализированы правовые позиции российских судов, судебная статистика.

Цели/задачи: выявить и сгруппировать проблемы правового регулирования прекращения производства по делу о банкротстве в связи с недостаточностью денежных средств должника, предложить пути их устранения на законодательном уровне.

Методология: использовались диалектический, сравнительно-правовой и системный метод, приёмы формальной логики.

Выводы: прекращение производства по делу о банкротстве по рассматриваемому основанию является умалением законных прав и интересов кредиторов, поскольку препятствует использованию эффективных инструментов пополнения конкурсной массы, предусмотренных законодательством о банкротстве, а также позволяет неплатежеспособным лицам наращивать кредиторскую задолженность. Автором представлен ряд предложений по решению поднятых проблем, в том числе в части определения оснований, условий и критериев целесообразности такого прекращения, понятия временного отсутствия денежных средств, перечня источников финансирования процедур банкротства.

Ключевые слова: несостоятельность, банкротство, прекращение производства по делу о банкротстве, финансирование процедур банкротства, конкурсная масса.

Список источников:

  1. Грибановская, Шушканов (2020) – Грибановская М.С., Шушканов П.А. Отсутствие достаточных средств на финансирование процедур, применяемых в деле о банкротстве, как одно из оснований прекращения производства по делу о банкротстве // Мировой судья. — 2020. — № 3. — С. 30–35.
  2. Галкин (2015) – Галкин С. С. Прекращение производства по делу о банкротстве как правовое средство защиты должника и кредиторов // Предпринимательское право. — 2015. — №1. — С. 53–59.
  3. Галкин (2016) – Галкин С. С. Правовое положение должника — юридического лица в российском законодательстве о банкротстве: Дисс. … канд. юрид. наук. М., 2016.
  4. Юлова (2020) – Юлова Е.С. Некоторые проблемы реализации принципа социальной справедливости в законодательстве о банкротстве юридических лиц // Образование и право. 2020. № 1.
  5. Сарнакова (2020) – Сарнакова А.В. Обеспечение защиты прав и законных интересов кредиторов при банкротстве должника (начало) // Юрист. 2020. № 4.
  6. Потихонина (2020) – Потихонина Ж.Н. Аспекты оспаривания сделок по банкротным основаниям // Арбитражный управляющий. 2020. № 5.
  7. Покровский (2017) – Покровский С.С. Ответственность контролирующих должника лиц за доведение до банкротства: канд. юрид. наук. М., 2017.

62
ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО  

Савенко П.Н.

Савенко Петр Николаевич, студент 4 курса Юридического факультета, Финансовый университет, Москва. Е-mail: petr.savenko.2014@mail.ru

Научный руководитель: Рожнов Артемий Анатольевич, доктор юридических наук, профессор, профессор Департамента правового регулирования экономической деятельности Юридического факультета, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва.

Юридический анализ защиты прав рабочих в уставе о промышленном труде 1913 года

Читать в PDF

Аннотация

Предмет / тема: в статье приведен правовой анализ Устава о промышленном труде 1913 года с позиции защиты прав рабочих, проанализировано трудовое законодательство Российской Империи в 1910-х годах, рассмотрен исторический аспект становления отечественного трудового права, выявлены историко-правовые закономерности развития рассматриваемой отрасли права, охарактеризован договор трудового найма, а также определена общая эффективность Устава о промышленном труде 1913 года в области защиты прав рабочих.

Цель работы: провести сравнительный анализ трудового законодательства Российской Империи и некоторых западных стран, определить правовой статус рабочих в Российской Империи, а также проанализировать некоторые положения Уставе о промышленном труде 1913 года с позиции современного права.

Методология: методами, которые используются в данной статье, являются обобщение, систематизация, анализ, аналогия, а также сравнительно-правовой метод.

Выводы: трудовое законодательство Российской Империи не отставало от законодательства стран Запада. Определено, что современный Трудовой кодекс во многом базируется на Уставе о промышленном труде 1913 года, а также что с позиции современного права многие нормы рассматриваемого закона были крайне актуальными для своего периода действия.

Ключевые слова: Устав о промышленном труде, трудовое право, трудовой найм, трудовой договор, фабричные инспекции.

Список источников:

  1. Рожнов (2019) – Рожнов А.А. История государства и права России первой половины XIX века: учеб. Пособие. – М.: Юрлитинформ, 2019. -392 с.
  2. Давидов (1986) – Давидов И. А. Промышленное законодательство России // Фабрично-заводская промышленность и торговля России. СПб., 1896.
  3. Дементьев, Иващенко (1907) – Дементьев Е.М., Иващенко Н.И. Фабричное законодательство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп). – СПб., 1890-1907.
  4. Демидов (2016) – Демидов Н.В. Развитие норм об увольнении по инициативе нанимателя в российском фабрично-заводском праве начала XX // Вестник Томского государственного университета. Право, №. 3 (21), 2016,с. 131-138.
  5. Громан (1915) – Громан В.В. Вступление // Устав о промышленном труде. – СПб., 1915.
  6. Рощин (2013) – Рощин Б.Е. Инкорпорация фабрично-трудового законодательства Российской империи (к 100-летию принятия Устава о промышленном труде) // Вестник КГУ. 2013. №3
  7. Лунц (1909) — Лунц М.Г. Из истории фабричного законодательства, фабричной инспекции и рабочего движения в России. — М., 1909. — 384 с
  8. Демченко (2004) — Демченко М.В. Из истории развития российского законодательства о квалификации и подготовке работников // Социально-политические науки, № 6, 2017, с. 53-57.
  9. Назаров (2004) – Назаров М.А. Россия накануне революции и февраль 1917 года // Наш современник. 2004, № 2. С. 145-183.
  10. Алексеева (2014) – Алексеева Л.В. Становление законодательства о труде работников лесозаготовительной отрасли в дореволюционный период // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право, № 3, 2014, с. 5-24.
  11. Хохлов (1999) – Хохлов Е.Б. Очерки истории правового регулирования труда в России. СПб., 1999. — 196 с.
  12. Литвинов-Фалинский (1904) – Литвинов-Фалинский В.П. // Фабричное законодательство и фабричная инспекция в России. СПб., 1904. С. 301 – 302.

71

Хусенов А.А.

Хусенов Абдулвосит Абдулвохидович, студент очного юридического факультета ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации». Москва, Россия. E-mail: abdulvosit507@gmail.com

Научный руководитель: Кырлан Марчел, старший преподаватель Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва. E-mail: MKyrlan@fa.ru

Самозанятые граждане как субъекты экономической деятельности

Читать в PDF

Аннотация

Предмет/тема. Предметом исследования выступает анализ законодательных положений, регулирующих правовой статус самозанятых граждан в качестве субъектов экономической деятельности.

Цели/задачи. Целью данной статьи является исследование правового регулирования статуса самозанятых через призму субъектов экономической деятельности. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи: исследовать правовой статус самозанятых граждан, определить дефиницию самозанятых через призму их как субъектов экономической деятельности.

Методология. Использовались методы анализа, синтеза, сравнения, описания, методы формальной логики.

Вывод. В сфере самозанятости существует серьезная проблема. Проблемой является также и отсутствие сложившейся правоприменительной практики в сфере самозанятости – из-за этого непонятно, в какой степени и каким образом государство защищает права данной категории лиц. Также нет ясности в плане правосубъектности самозанятых лиц. Большинство проблем, приведенных выше, можно решить посредством законодательного закрепления понятия самозанятости. На основе проведенного исследования совершается ряд предложений по улучшению ситуации в сфере самозанятости и решению существующих проблем.

Ключевые слова: самозанятые; налогообложение; правовой статус самозанятых; предпринимательская деятельность; профессиональная деятельность.

Список источников:

  1. Бондаренко (2018) – Бондаренко Д.В. Самозанятые лица как субъекты предпринимательской деятельности // Право и политика. 2018. № 5. С.62-74.
  2. Воловская (2018) – Воловская Н.М., Плюснина Л.К., Русина А.В., Иноземцева А.В. Безработица и самозанятость: ожидания и реалии (по материалам социологических исследований) // Теория и практика общественного развития. 2018. № 11 (129). С.22-31.
  3. Зыбуновская (2020) – Зыбуновская Н.В., Покида А.Н. Регулирование деятельности самозанятых граждан // Вопросы государственного и муниципального управления. 2020. № 1. С.60-85.
  4. Клеандров (2019) – Клеандров М.И. К вопросу о правовом статусе самозанятого лица в Российской Федерации // Экономика. Право. Общество. 2019. №2 (18). С.7-13.
  5. Ручкина (2020) – Ручкина Г.Ф. К вопросу о совершенствовании правового регулирования деятельности самозанятых граждан в Российской Федерации // «Налоги». 2020. № 1. С.42-46.
  6. Тарасенко (2020) – Тарасенко О.А. Я б в самозанятые пошел, пусть меня научат! // «Предпринимательское право». 2020. № 2. С.27-33.
  7. Шапсутова (2021) – Шапсугова М.Д. О влиянии неопределенности материально-правового статуса самозанятого на неопределенность его процессуального статуса // «Право и экономика». 2021. № 3. С.5-9.

79